Информационно-образовательный проект «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся VIII–XI классов учреждений общего среднего образования

Ключевая идея проекта –
9 шагов к формированию компетенций активного гражданства, 9 особенных по форме и содержанию информационных часов, которые проходят в конце каждого месяца для старших классов.
Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ» («Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов
ШАГ для VIII–XI классов: информационные материалы, презентации
26.09.2024
24.10.2024
28.11.2024
19.12.2024
23.01.2025
27.02.2025
24.04.2025
26 сентября в рамках проведения информационно-образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 9 – 11 классов прошло мероприятие «Молодость – время выбора. Наши инициативы здесь и сейчас».
Говорили о деятельности органов ученического самоуправления, молодежного парламента, Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь, идеях для развития своего региона для учащихся.
В начале выступления учащиеся были ознакомлены с концепцией республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2024/2025 учебном году. Было отмечено, что в этом учебном году реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для VIII–XI классов будет продолжена под девизом «Время выбрало нас, молодежь выбирает Беларусь!».
На первом этапе с помощью викторины «Мы узнаем» были актуализированы знания о молодежных инициативах Республики Беларусь. Учащиеся узнали о деятельности органов ученического самоуправления, Молодежного парламента, Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь.
Итоги мероприятия были подведены словами А.Г. Лукашенко к выпускникам высших учебных заведений на Республиканском балу: «Связывайте свое будущее с Беларусью. Это я вам говорю не потому, что я Президент. Это ваша Земля. Здесь, на этой земле, вы всегда будете нужны. Вы здесь будете дома, вы здесь будете хозяевами. Ваши знания, навыки, инициатива – обязательно найдут применение. Любите свою страну, трудитесь на ее благо. Вы сможете не только достичь материального достатка, но и заслужить уважение своих земляков, а это поважнее, чем деньги и
материальный достаток. Вы, молодые, в ответе за нашу Беларусь! Ее благополучие, стабильность, мирное существование – с сегодняшнего дня в ваших руках! Мы все сможем с уверенностью смотреть в будущее, если вы будете стремиться созидать и быть на своей земле хозяевами. Понимать, ценить красоту и добро, уважать мудрые традиции, завещанные нам предками, и стараться оставить после себя как можно больше хорошего для будущих поколений, которые придут на эту землю после нас».
24 октября в учреждении образования “Щедринская средняя школа” прошёл информационный час в рамках образовательного проекта ШАГ для учащихся 8–11 классов на тему «Молодость-время выбора. Молодежь-за милосердие» (о волонтерских отрядах). Ребята размышляли о волонтерском движении, о его разных формах, о его значении в жизни общества. Также познакомились с основными понятиями волонтерской деятельности. Все вместе постарались разобраться в том, кто такие волонтёры. Пришли к выводу, что волонтерство не только приносит пользу обществу, но и способствует росту и развитию личности волонтёра. Участие в волонтерских проектах позволяет развивать ценные навыки и качества личности.
«Молодость – время выбора. Что может БРСМ?»
28 ноября 2024 года в рамках единого дня информирования «ШАГ- Школа Активного Гражданина» для учащихся 8-11 классов был проведен информационный час на тему: «Молодость – время выбора. Что может БРСМ?» (о возможностях развития и самореализации членов ОО «БРСМ», деятельности Республиканского совета работающей молодежи).
В ходе мероприятия ребята подробно рассмотрели основные направления работы БРСМ, такие как образование, трудоустройство, спорт и здоровый образ жизни, волонтёрство и патриотическое воспитание. Также обсуждались вопросы лидерства, командной работы и самоуправления.
Учащиеся поделились своим опытом участия в различных проектах и мероприятиях, рассказали о своих достижениях и планах на будущее.
19 декабря 2024 года прошел единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» по теме “Молодость – время выбора. Профессиональное самоопределение”.
В рамках первого этапа ШАГа ребята поучаствовали в интерактивной викторине “Мы узнаем”. Речь шла о профессиональном самоопределении молодежи, основах профессионального выбора, его значении в жизни человека, оптимальной формуле выбора профессии, типах профессий, влиянии опыта работы в волонтерских и студенческих отрядах, лагерях труда и отдыха на выбор профессии
На втором этапе школьники углубили знания о земляках – выдающихся личностях региона, внесших вклад в его развитие. Отметили, как важно помнить, что не только значимые награды, звания и должности подтверждают, что вклад человека в развитие своей страны поистине ценен. Ежедневное усердие, забота о семье, активная жизненная позиция, преданность своему делу и Родине, а также приверженность моральным принципам – все это является отличительными чертами профессионалов своего дела.
В ходе реализации ШАГа “Мы действуем” были подведены итоги встречи. Учащиеся пришли к выводу, что от правильного выбора профессии зависит дальнейшая жизнь и судьба человека. Для самостоятельного, осознанного выбора профессии необходимо учесть следующие важные обстоятельства: знание требований, которые та или иная профессия предъявляет к качествам специалиста; знание потребностей рынка труда в кадрах этой квалификации и специальности; знание собственных потребностей.
23 января 2025 года состоялось очередное мероприятие информационно-образовательного проекта «Школа Активного гражданина ШАГ» по теме: «Молодость – время выбора. Куда поступать учиться?» для учащихся 8 – 11 классов нашей школы. Старшеклассники ознакомились с содержанием мультимедийной презентации, ответили на вопросы викторины. Вместе с педагогом ребята обсудили, какие возможности дает система профессионально-технического и среднего специального образования, что значит «образование через всю жизнь», вспомнили, в каких учреждениях ПТО и ССО нашей области и какие специальности там можно приобрести. Сами ребята пытались делать прогнозы, какие профессии в ближайшее время могут исчезнуть и какие новые могут быть востребованными. К сожалению, приглашенный гость не смог присутствовать на нашем мероприятии по уважительной причине.
Учреждения ПТО – это профессиональные колледжи, по окончании которых учащийся получает профессионально-техническое образование. Выпускник учреждения ПТО может в дальнейшем получить как среднее специальное, так и высшее образование. Если учащийся поступил в учреждение ПТО после 11 класса, то уже после года обучения может претендовать на сокращённое обучение на уровне среднего специального образования.
Учреждения ССО – это колледжи, по окончании которых учащийся получает среднее специальное образование (техническую специальность, профессию, навыки управленческой работы). Это принципиально отличает выпускника учреждения ССО от выпускника учреждения ПТО, где даются только законченное среднее образование и рабочая профессия.
Плюсом обучения в колледжах является также место в общежитии, бесплатное горячее питание, возможность заработать во время каникул и при прохождении практики. Выпускники, как правило, имеют не менее двух профессий, которые позволяют им быть более востребованными.
Самыми востребованными на рынке труда являются выпускники, которые получили профессионально-техническое образование, профессию, прошли практику на предприятии и навыки эксплуатации оборудования, а потом перешли на уровень среднего специального образования, получив управленческие, конструкторские, проектировочные компетенции. Наивысший компонент они могут получить на уровне высшего образования. Такие специалисты в сфере техники и технологий традиционно являются востребованными, и в реальном секторе экономики на них существует большой спрос.
Рынок труда в Республике Беларусь очень динамичный, постоянно растущий, требующий от соискателей работы высоких профессиональных компетенций и практических навыков. Хорошие специалисты получают достойную заработную плату и имеют большой социальный пакет.
Сегодня в нашей школе была поднята важная тема тема: «Молодость – время выбора. Молодежь – за здоровый образ жизни!»
Мы все знаем, что здоровье – это самое ценное, что у нас есть! Поэтому сегодня ребята поговорили о том, как важно вести активный и здоровый образ жизни. Занятия спортом не только укрепляют тело, но и помогают нам справляться со стрессом, находить новых друзей и развивать командный дух!
Также обсудили важность профилактики наркопотребления и других вредных привычек. Молодость – это время выбора, и каждый из нас может сделать правильный выбор в пользу здоровья!
Присоединяйтесь к нам, задавайте вопросы и делитесь своими мыслями! Давайте вместе сделаем шаг к здоровому будущему!
24 апреля 2025г. в ГУО «Щедринская средняя школа Жлобинского района» состоялось мероприятие в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа активного гражданина» для учащихся VIII классов на тему «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, праве избирать и быть избранным в государственные органы).
Цель тематического информационного часа – формирование активной гражданской позиции учащихся.
Методы: мозговой штурм, брифинг, работа с кроссвордом, гексограммой, ребусами, развлекательная словесная игра «Избирательная лингвистика», разработка и создание нового продукта, рефлексивная сессия.
В начале мероприятия Березина Л. Ю., педагог, выполняющий функции классного руководителя 11 класса, акцентировала внимание учащихся на теме выбора, которая была актуальна во все времена. Выбор часто решал как судьбы отдельных личностей, так и судьбы всего человечества. Порой неправильный выбор приводил к катастрофическим последствиям, гибели целых государств, а взвешенное решение спасало мир от рокового падения в бездну хаоса. Березина Л. Ю. подчеркнула, что по достижении совершеннолетия учащиеся обретут ещё одно право выбора – избирательное право. Молодость – это период жизни каждого человека, когда он полон сил и надежд на будущее. В молодости люди активно учатся новому, формируется их активная гражданская позиция. Именно «молодость – время выбора». Учащиеся посмотрели видеоролик «Молодёжь на выборах Президента Республики Беларусь».
Березина Л. Ю. отметила, что сегодня будет идти речь об участии молодёжи в политической жизни страны, электоральных молодёжных проектах и кампаниях. Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах, в том числе и через участие в выборах. Люди, способные защитить свою точку зрения и проявить гражданскую позицию, вызывают у окружающих уважение. Взрослый, состоявшийся человек всегда готов разделить ответственность за будущее своего города, страны, своей малой родины. Участвуя в выборах, каждый имеет возможность внести вклад в будущее нашей страны, ее социальную стабильность, укрепление позиции Беларуси на мировой арене.
В самом начале мероприятия с учащимися был проведён «политический ликбез». Учащиеся дали определение таким политическим терминам как «демократия», «гражданин», «избиратель», «бюллетень», «конституция», заполнив соответствующее поле кроссворда.
Во время проведения этапа ШАГ 1 «Мы узнаём» учащимся предложили ответить на вопросы интерактивной викторины. Во время обсуждения ответов на вопросы ребята рассмотрели и обсудили такие темы как реализация принципа народовластия в Республике Беларусь, формы участия молодёжи в управлении государством, в подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, условия, созданные государством для участия молодых лидеров в работе органов власти. Учащиеся узнали, что нужно, чтобы стать членом Молодежного парламента. Большую помощь в ответах на вопросы викторины оказали «эксперты» – группа учащихся, задействованных в подготовке мероприятия. Посредством фронтального обсуждения, составляющих гексограммы, а также красочной презентации учащиеся познакомились с ключевыми понятиями мероприятия: «молодежная политика Беларуси», «участие молодежи в общественно-политической жизни страны», «участие молодежи в выборах»; «избирательное право»; «активная жизненная позиция»; «инициативность», «гражданская зрелость», «патриотизм».
Особое внимание учащиеся обратили на активное участие БРСМ в реализации ряда проектов, направленных на повышение электоральной активности всех категорий молодых граждан (учащихся, студентов, работающей молодежи), По мнению одного из «экспертов», системой, которая обеспечивает развитие самостоятельности учащихся для достижения общественно значимых целей, является ученическое самоуправление. Именно ученическое самоуправление призвано способствовать готовности самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Учащиеся многое узнали о деятельности Молодежного парламента, его роли в разработке и внесении изменений в законы, направленные на защиту прав и интересов молодежи в стране. Основными задачами Молодежного парламента являются:
- вовлечение молодежи в парламентскую деятельность и развитие правовой и политической культуры среди молодежи;
- участие в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся прав и законных интересы молодежи;
- участие в формировании и осуществлении государственной молодежной политики.
По мнению одного из «экспертов» мероприятия, Митраховича Я. С., учащегося 11 класса, чтобы присоединиться к работе Молодежного парламента в регионе, нужно узнать о работе органа ученического самоуправления в своем учреждении образования (например, совет школы, совет самоуправления) и о том, как проходят выборы; продумать, интересы какой группы молодежи ты представляешь и какова твоя предвыборная кампания (например, идеи проектов); принять участие в выборах в орган ученического самоуправления на уровне школы и выдвинуть свою кандидатуру на выборы в региональный Молодежный парламент. Лейтмотивом ШАГА 1 стал вывод учащихся о том, что инициативность и активность формируются с молодости, подросткового возраста. Каждый из учащихся должен хорошо учиться, быть ответственным за свои поступки, неравнодушным, способным сделать осознанный выбор, чтобы быть полезным своей стране. Именно так формируется «активная жизненная позиция» и «гражданская зрелость» На этапе проведения встречи ШАГ 2 «Знакомство с земляком» во время брифинга учащиеся задавали разнообразные вопросы. Особое внимание и интерес учащихся вызвали ответы на вопросы: «Поделитесь своим личным опытом участия в выборах, и как он повлиял на Ваше понимание важности голосования?», «Как Вы считаете, какую роль молодежь играет в современном политическом процессе и насколько важно ее участие в выборах?». На этапе проведения ШАГ 3 «Мы действуем» ребятам было предложено выразить свою точку зрения по обсуждаемым проблемам, ответив на вопросы «Что нужно делать, чтобы активно участвовать в общественной и политической жизни страны?» и «В каких молодёжных проектах вы бы хотели принять участие?». Ведь уже через несколько лет они сами придут на избирательные участки, сделают свой осознанный выбор. Учащиеся оформили «Дерево идей и инициатив», разместив на нём свои ответы и предложения. Ребята отметили главные идеи участия в общественной и политической жизни страны, которые нашли своё место на «дереве»:
- волонтёрство – это возможность сделать мир лучше и получить опыт общения и социального взаимодействия; возможность найти хороших друзей, интересных людей, единомышленников;
- активное участие в органах самоуправления школы – учиться самостоятельно принимать решения, нести ответственность за принятые решения и их последствия;
- развивать в себе лидерские качества;
- стать членом Молодёжного парламента;
- быть настоящим патриотом и гражданином своей страны с активной гражданской позицией.
В дальнейшем все идеи будут рассматриваться и обсуждаться на классных и информационных часах гражданско-патриотической направленности.